Что собой представляет рэп текст? Это свободный текст или стих, имеющий внутреннюю структуру и определенную схему рифмовки? Последнее утверждение является верным. Для многих рэперов “поэтов улиц”, которые достаточно рано начали сочинять и читать свои рэп тексты, возможно будет интересно узнать, что их любимый рэп - это одна из систем стихосложения, описанная в энциклопедиях, а именно - АКЦЕНТНЫЙ СТИХ. Им пользовались в своем творчестве такие известные поэты, как Маяковский, Есенин, Саша Черный.
Так что же такое акцентный стих и по каким правилам он создается. Ниже приводится подборка определений акцентного стиха и примеры его использования.
Материал из Википедии - свободной энциклопедии
Акцентный стих — чисто тоническое стихосложение, основанное на (примерном) равенстве числа ударений в строке; интервалы между ударными слогами допускаются любые, в том числе превосходящие 3 слога. Акцентный стих бывает только рифмованным .
Акцентный стих широко употребителен в народном творчестве, в раёшнике (литературная имитация — Сказка о попе и о работнике его Балде Пушкина); в современной культуре образцом акцентного стиха является рэп.
Автор: Вадим Руднев
Акцентный стих (или чисто тонический, или ударный стих) - стихотворный размер, самый свободный по шкале метрических разновидностей, или метров. В акцентном стихе строки должны быть равны по количеству ударений, а то, сколько слогов стоит между ударениями, неважно. Вот пример 4-ударного акцентного стиха из поэмы “Владимир Ильич Ленин” В.Маяковского.
1. Армия пролетариев, встань стройна! 2. Да здравствует революция, радостная и скорая! 3. Это - единственная великая война 4. Из всех, какие знала история. А вот метрическая схема этого четверостишия:
1. -4-2-1- 2. 1 -4-2-4-2 3. -2-5-3- 4. 1 -1-2-2-
(знаком “-” обозначаем ударные слоги в строке, цифра обозначает количество безударных слогов).
Как будто все правильно: в каждой строке по четыре ударения, а между ударениями сколько угодно безударных слогов. Но, во-первых, не сколько угодно, а от одного до пяти, а во-вторых, последняя строка вообще достаточно урегулирована и может быть строкой 4ударного дольника , где слогов между ударениями должно быть один или два.
Для того чтобы он воспринимался как акцентный стих, необходимо достаточное количество больших (больше трех слогов) междуударных интервалов, а тем самым длинных слов, которых в русском языке не так много пролетариев, революции, радостная, единственная, справедливая. Средняя длина слова в русском языке - три слога. Получается, что акцентный стих - это не свобода, а искусственная ангажированность стиха, обязательство заполнять междуударные интервалы редкими длинными литературными словами. Впрочем, и все авангардное искусство всегда явление поистине искусственное, совершающее насилие над тем языком, которому не повезло с ним встретиться.
Вторая проблема идентичности акцентного стиха. состоит в том, что он имеет тенденцию расползаться по ширине строки, нарушая равноударность. Так, в 4-ударном акцентном стихе все время появляются то 5-, то 3-ударные строки, и если их достаточно много, то сам принцип, на котором держится акцентный стих, разрушается.
Автор: Антиквар источник: Стихи.ру
Вот пример, акцентного стиха, самый что ни на есть хрестоматийный:
А Балда приговаривал с укоризной: Не гонялся бы ты, поп, за дешевизной. (Пушкин, 1830)
- - У - - У - - - - У - - - У - - - У - - - У -
Стих, которым написана «Сказка о попе и работнике его Балде», называют раешным. Это самый старый вариант акцентного стиха, широко использовавшийся в народной поэзии (свадебные приговоры и похоронные причитания, балаганные зазывания). После Пушкина акцентный стих начали активно использовать лишь в начале XX века:
За всех вас, которые нравились или нравятся, хранимых иконами у души в пещере, как чашу вина в застольной здравице, подъемлю стихами наполненный череп. (Маяковский, 1915)
- У - - У - - У - - - - У - - - У - - У - - - - У - У - - У - - У - У - У - - - У - - У - - У - - У -
Вот еще примеры:
Не верю, что есть цветочная Ницца! Мною опять славословятся Мужчины, залежанные, как больница, И женщины, истрепанные, как пословица. (Маяковский, 1915)
- У - - У - У - - У - У - - У - - У - - - У - - У - - - - - У - - У - - - У - - - - - У - -
Небоскребы трясутся и в хохоте валятся На улицы, прошитые каменными вышивками, Чьи-то невидимые игривые пальцы Щекочут землю под мышками. (Шершеневич, 1914)
- - У - - У - - У - - У - - - У - - - У - - У - - - У - - - У - - У - - - - У - - У - - У - У - - У - -