Не замечать Centr нельзя. Участники группы - Слим, Птаха и Гуф быстро и громко заявили о себе. Сначала «Городом дорог», сольником Гуфа, а теперь – «Качели». Альбом еще до официального выхода был обречен на успех, часть треков попала в интернет и расходилась по рукам влет. «Что там свежего от ЦАО?» - одна из самых популярных тем в разговорах о хип-хопе в последнее время....
И вот наконец долгожданный альбом у меня. Первое впечатление от интро довольно странное, в целом непонятно, что «центра» хотели в нем сказать – отрывки фраз под монотонный бит, на фоне которых выделяется фраза Птахи «Мы не любим наркотики, и вам не советуем». Это очень важно для осмысления альбома. Почему? Потому что тема наркотиков присутствует почти во всех треках. При первом рассмотрении это может показаться чуть ли не пропагандой, но это не так. Кто информирован – тот вооружен. Вот и Centr несет знание о том, о чем обычно не говорят. Чтоб те, кто услышал, не повторяли чужих ошибок. Ни для кого не секрет, что участники группы сами прошли через то, о чем читают.
Но перейдем к альбому. Первый трек звучит – и я понимаю, что вот оно, то, чего я так долго ждал, лира переулков. Это не клубный рэп, не РнБ, не «пацанские» понты… «Прожигаем время, качаем Качели, и мечтаем о чем-то утром в воскресенье…» - ощущение некой безысходности, стремление вырваться из монотонных дней, где каждый следующий день похож на предыдущий. И при этом желание остаться собой… «Исповедь» при участии Стрижа и Принципа, при отличной музыке, сочетании гитары и скрипки – прежде всего стихи. Полноценная лирика, рассуждения о жизни. Просить прощения? У кого, и за что? «Каждый просит по-своему, этот молит – а тот размышляет, сверху видно все, кто в душе кается, кто в святого играет…»
«Жара 77» - трек-ответ на фильм «Жара», который, думаю, видели все. Пересказ сюжета, но со своей точки зрения. Неспешный минус действительно навевает воспоминания о лете, о жаре, когда нет желания куда-то торопиться… И тут проявляется одна из черт «центров» - ненавязчивая отсылка к другим исполнителям. Все помнят, что в фильме снимался Тимати - и вот пара слов о нем: «Весь тату забился, как убийца, но так и не понял в принципе, как хип-хоп готовится» Тут, на мой взгляд, и скрыта причина успеха Центра – в них нет стремления к блеску, красивой жизни, а тексты отражают взгляд простого человека на то, что ему пытаются навязать. Доходчиво и при этом красиво говорить о том, что видишь – это действительно талант.
Гости альбома делают и без того неплохие треки просто бесподобными… Трек «Железное небо»… Хриплый голос Чумы («G-77») и размеренная философия Бледного («Иезекииль 25-17»)… Это не сладкие «Песни года» и не беззаботная попса. Фраза «пол-страны сидит, пол-страны стережет» известна, и, наверное, уже не так относится к нашему времени, как раньше, но после слов: «У соседа украл поросенка, и… тазик алюминиевый из бани. Таких пол-тюрьмы сидит иванов. И все конечно же невиновные, алкоголики…» мне с тало действительно обидно за свою страну… Ведь это же на самом деле так. Мы часто творим глупости, не задумываясь о последствиях…
Отдельное спасибо Слиму за музыку – ни один трек не похож на предыдущий. Не секрет, что битмейкеры используют сэмплы при создании минусов, но «Качели» и Слим доказывают, что музыкальное образование и слух – залог успеха.
Мне было интересно в одном из источников прочитать слова человека, от рэпа по сути далекого: «Даже не рэп, а просто истории которые стоит послушать, и те кто, узнал себя в них чуствуют, что темы песен – они сами, это и их жизнь там, в колонках…» Это ли не показатель таланта, когда слушатели видят в треках себя?
Общие идеи альбома: скорбь об утерянном – людях и времени, разочаровании в любви, которая пришла-ушла, и непонятно, была ли настоящей, о наркотиках как данности, глаза на которую нельзя закрывать, о том, что жизнь еще не кончена, несмотря ни на что. Вроде бы традиционные темы для хип-хопа, но так сильно и качественно сказать об этом до Центра смогли немногие. И это делает Centr и «Качели» такими «монстрами» русхипхопа, какими в свое время были ЮГ, Каста.